Касается каждого
12 октября на факультете истории ГУ-ВШЭ состоялась лекция Пола Шапиро, директора исследовательского центра Мемориального музея Холокоста в США по теме «Holocaust on the territory of the USSR — Why, What, How?»
В переводе с греческого слово «холокост» означает «жертва всесожжения». Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев. Эту методичную, бюрократически организованную государственную операцию по преследованию и истреблению евреев в фашисткой Германии называли «окончательным решением еврейского вопроса», а сейчас во всем мире называют Холокостом.
Представив лектора аудитории, декан факультета истории ГУ-ВШЭ Александр Каменский отметил: «Конгресс США, рассматривая бюджет Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне, ежегодно принимает его единогласно, без обсуждения, дебатов или разногласий. Точно так же недавно поступил Ученый совет Высшей школы экономики, утвердив план создания международного Центра по истории и социологии Второй мировой войны на факультете истории ВШЭ. Музей Холокоста, который стал основным международным партнером нашего центра, представляет собой не только огромное хранилище уникальных документов, но и коллектив профессионалов-историков, проводящих исследования по проблематике, выходящей далеко за пределы того, что принято называть Холокостом. Работа ученых музея связана с изучением самых разных форм проявления геноцида в период Второй мировой войны, со сбором и анализом документов о военнопленных, перемещенных лицах и об угнанных в Германию для рабского труда. Все это представляет большой интерес для нашего центра, поэтому нынешняя лекция первая, но не последняя в ряду предстоящих встреч с Полом Шапиро и другими сотрудниками музея».
Пол Шапиро начал свое выступление с краткой истории создания музея и объяснения его особого статуса в стране и мире. «Мемориальный музей Холокоста, открытый в 1993 году, является правительственным учреждением США, — сказал он, — не только потому, что американцы должны знать об ужасах, пережитых европейцами в годы Второй мировой войны, но и потому, что война сформировала мир, в котором мы живем, и до сих пор преподает нам важные уроки. Коллекция музея включает в себя редкие архивные документы, фотографии, карты, ленты документальной кинохроники и другие экспонаты, собранные по всему миру. Рассматривая их, посетители музея (а их уже около 30 миллионов за 17 лет существования музея) не могут не задуматься о том, кто мы, какие мы и какими будут наши дети и внуки».
Основная цель создания музея — стимулировать всесторонние исследования Холокоста как явления, но по мере расширения экспозиций и коллекций музея стала очевидной необходимость более глубокого подхода к исследованиям проявлений не только антисемитизма, но и любых форм проявления неофашизма и геноцида в современном мире. Поэтому музей ведет специальные просветительские программы, противодействующие геноциду, и активно сотрудничает с международными гуманитарными, образовательными и социальными институтами и учреждениями многих государств. Кроме того, музей Холокоста предоставляет стипендии ученым для проведения исследований, выделяет средства на публикации и проведение международных конференций соответствующей тематики.
В ходе лекции слушателям были показаны редкие архивные документы и фотографии публичных казней, пыток, массовых убийств на территории СССР. «Антисемитизм, которому немецкий народ в 1930-е годы позволил стать государственной политикой, перерос в мировую войну, — подчеркнул Пол Шапиро, — поэтому противостоять антисемитизму и расовой ненависти необходимо для сохранения всего человечества, каждого из нас. Из 27 миллионов граждан Советского Союза, погибших в этой войне, евреев было 3 миллиона, так что нацизм, расовая нетерпимость, подавление одного народа другим касаются каждого и требуют особого внимания не только политиков и общественных деятелей, но и любого здравомыслящего человека».
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ Фото Никиты БензорукаВам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Идеал женщины Третьего рейха
С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.