• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

« Трудностей с восприятием не было »

В ГУ-ВШЭ завершилась «Неделя Стэнфорда». Своими впечатлениями от прослушанных лекций и встреч с преподавателями Стэнфордского университета поделились студенты-участники этого проекта.

Дарья Фролова, студентка 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики:

— Изначально меня привлек бренд Стэнфордского университета, хотя я не знала, чего ждать от этого проекта. Мне были известны лишь названия четырех курсов, которые здесь должны были читаться: экономика окружающей среды, экономика образования, риски и страхование и еще международная политика. Но я решила, что в любом случае будет интересно посмотреть, как преподают иностранные профессора и как они оценивают наш уровень.

Поначалу, как мне показалось, они считали, что приехали «просвещать темную Россию». Возможно, это стало следствием асимметрии информации — они не вполне понимали, что знаем мы, а мы не знали, с чем приедут они.

Сами лекции были замечательными. Не все вопросы входили в сферу моих научных интересов, но те, что меня интересовали, были очень хорошо и доступно объяснены. Я говорю, прежде всего, о курсе «Риски и страхование», который читал профессор Мордехай Курц. Особенно мне понравилась та часть лекции, в которой он рассказывал о стратегиях хеджирования с помощью деривативов.

Но и лекции, скажем, профессора Лоренса Гулдера об экономике окружающей среды, хотя они и не связаны с моим направлением деятельности, я тоже считаю чрезвычайно важными. В России об этой проблеме, возможно, и задумываются, но практически этим занимаются все-таки мало. Мне было интересно об этом узнать хотя бы с точки зрения теории.

Впрочем, кое-что из того, что читали нам профессора Стэнфорда, мы частично уже проходили в Вышке в рамках разных учебных курсов. Той же экономике окружающей среды был посвящен экстерналий, который мы проходили в рамках курса микроэкономики. А экономика образования у нас обсуждалась в курсе «Экономика труда».

Степан Вяльцев, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики 2009 года:

— Параллельно с получением образования в России я нередко участвовал в летних школах за рубежом, а этим летом я ездил в США. Самые известные бизнес-школы там — это, в первую очередь, Стэнфорд и Гарвард. Поэтому мне было интересно узнать, что представляет собой стэнфордская программа обучения. Тем более, что сейчас я как раз рассматриваю вариант поступления туда на программу MBA.

В программе «Недели Стэнфорда» я обратил внимание на два из четырех заявленных курса, которые в Вышке как самостоятельные не читались. Это экономика образования и, особенно, экономика окружающей среды. Профессор Гулдер, читавший этот курс, познакомил нас с моделями оценки состояния окружающей среды, моделями, позволяющими выявить и прогнозировать взаимосвязи этих явлений с экономикой. Он также рассказал о торговле квотами на выбросы загрязняющих веществ. Это было не только интересно, но и полезно. В России, например, существует проблема крайне низкого качества питьевой воды. А эти лекции дали нам своего рода стимул — придумать что-то такое, что можно было бы применить на практике для решения этой и других подобных проблем.

Вообще западная модель образования, как мне кажется, приносит пользу тогда, когда опирается на уже имеющуюся теоретическую базу. Потому что, изучая практику без теории, мы получаем не полноценного профессионала, а всего лишь инструмент для выполнения отдельно взятой задачи.

Екатерина Речкина, студентка 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики:

— Первое, что привлекло мое внимание, когда я увидела сообщение на сайте факультета, — это, конечно же, слово «Стэнфорд». Это бренд, который известен всем и долгие годы занимает ведущие позиции в мировых рейтингах вузов.

Хотелось приобщиться к их системе образования и понять, насколько я в состоянии воспринимать лекции на английском языке, смогу ли «потянуть» обучение за рубежом. Дело в том, что я планирую поступать в магистратуру и аспирантуру за границей, и для меня эта неделя стала своеобразной проверкой.

Что касается собственно курсов, самые сильные впечатления у меня остались от лекций по экономике образования и экономике окружающей среды. Но и лекция профессора Мордехая Курца о мировом финансовом кризисе тоже была для меня очень любопытна — этой теме была посвящена моя курсовая работа и об этом же я буду писать свой диплом.

Понятно, что и профессорам, и студентам было трудно за такой короткий срок «отработать» весь объем информации, который на самом деле рассчитан на тридцать лекций. Но мне понравилось, что каждый из профессоров пытался наладить контакт с аудиторией, быстро определить уровень знаний слушателей, исходя из чего и строил свои лекции.

Георгий Надыров, студент 1 курса магистратуры факультета экономики:

— В июле я увидел на сайте Вышки объявление о наборе в целевую группу для участия в «Неделе Стэнфорда» и сразу для себя решил, что это для меня. Во-первых, мне хотелось побывать на лекциях американских профессоров если не в США, то хотя бы в России. Во-вторых, Стэнфорд — один из известнейших университетов мира. К тому же, из четырех обозначенных курсов тема одного — «Риски и страхование» — отражает мои профессиональные интересы, финансовые рынки, о которых нам также рассказывали во время «Недели Стэнфорда», — это моя специализация в магистратуре, а экономика образования, курс Мартина Карноя, была темой моей курсовой работы на первом курсе.

Честно признаюсь, я не ожидал, что курс «Экономика окружающей среды» окажется настолько интересным. Во многом благодаря тому, что профессор Гулдер уделил особое внимание практическим аспектам изучения этой проблемы.

Лекции профессора Краснера по теории международных отношений были насыщены примерами из практики, что тоже было очень увлекательно.

Трудностей с восприятием лекций на английском не было — я этот язык учил с детства. Кроме того, на сайте факультета мировой экономики и мировой политики были выложены статьи, которые рекомендовались к прочтению перед каждой лекцией. Тому, кто их прочитал, материал лекций было воспринимать достаточно легко.

Надежда Шевченко, студентка 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики:

— Я записалась на эту программу с одной целью — очень хотелось узнать, что такое Стэнфорд и в будущем пойти туда на MBA. Опыт оказался очень удачным и полезным. Все-таки живое общение с профессорами ничем не заменишь, и у меня была прекрасная возможность поговорить с ними не только о темах лекций, но и о Стэнфордском университете и требованиях, которые там предъявляются к абитуриентам.

Когда я увидела программу «Недели», то сразу обратила внимание на курс «Риски и страхование». У нас в университете этот предмет хоть и включен в курс по страхованию, но в небольшой степени, здесь же я смогла ближе познакомиться с темой риск-менеджмента. Моя специализация и работа связана с международным бизнесом, а когда работаешь в международной компании или в start-up какого-то проекта, знания о рисках — это один из ключевых навыков.

Проблем в общении с американскими профессорами не возникало, хотя поначалу мы стеснялись. После первого выступления, чтобы подбодрить нас, профессор Курц даже сказал: «Как же так? Я к вам приехал за несколько тысяч километров, а вы мне не задаете ни одного вопроса!» На следующем занятии мы его просто завалили вопросами.

Игорь Томашов, студент 1 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики:

— Я окончил факультет прикладной политологии в Вышке, но в магистратуру поступил на факультет мировой экономики и мировой политики, то есть в отличие от большинства своих коллег по этой программе я не экономист. Поэтому самой интересной дисциплиной для меня была «Международная политика», которую читал Стивен Краснер. Мне понравились не только сами лекции, но и то, как он поддерживал контакт с аудиторией.

На хорошем уровне был прочитан курс «Экономика окружающей среды», это актуальная в наши дни проблема. Тема курса «Риски и страхование» была мне малознакомой, но и здесь затрагивались вопросы, которые были достаточно близки к сфере моих интересов.

Не могу сказать, есть ли существенная разница между манерой преподавания в Вышке и тем, как это делали американские профессора. Возможно, их лекции воспринимались по-другому, но дело тут, думаю, в том, что они читались на английском, а не на русском языке. Лично для меня, человека нового на факультете, эта неделя задала рабочий ритм на целый год.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»

Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.

«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»

«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на  семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.

Роберто Унгер: экономика против экономики

14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.

Открытый урок преподавателя Сасаки

30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.

Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию

Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».

Этика управления по Джентайл

27 сентября в ВШЭ состоялась встреча с Мэри Джентайл, старшим научным руководителем колледжа Babson (США) и автором книги «Дайте ценностям право голоса».