Закон есть закон
О том, как принятие федерального закона, устанавливающего уровни высшего образования, отразится на сегодняшних и будущих студентах Высшей школы экономики, рассказывает первый проректор Вадим Радаев.
— Вадим Валерьевич, ГУ-ВШЭ был одним из инициаторов принятия поправок об уровнях высшего профессионального образования. Понятно, что он важен для всей российской высшей школы. А в чем его необходимость конкретно для Вышки?
— Наш университет объективно заинтересован в том, чтобы отменять подготовку специалистов и интенсивно переходить к бакалавриату и магистратуре — "4+2". В частности, это обеспечит сопоставимость модели обучения в Вышке и зарубежных университетах, позволит нашим студентам более свободно менять направления обучения. Университет уже является одним из российских лидеров в сфере подготовки магистерских программ. Мы должны осваивать открывающийся рынок магистерского образования, привлекать в магистратуру студентов из других (прежде всего, ведущих) вузов, совершенствовать структуру и содержание магистерских программ.
Правительством утвержден список специальностей, по которым можно будет, как и прежде, учиться в течение пяти лет, но ни одной из них нет в Высшей школе экономики. Таким образом, "4+2" для нас становится не просто легитимной, но и единственно возможной траекторией высшего образования.
— В законе записано, что вузы имеют возможность переходить на систему "4+2" до 2009 года. Означает ли это, что в 2008 году пятилетнее обучение в Вышке еще сохранится?
— На факультетах экономики, менеджмента, социологии и прикладной политологии, где одновременно существуют "пятилетка" и "4+2", мы хотели отказаться от пятилетней подготовки уже в будущем году. Но студенты, обучающиеся на некоторых из этих факультетов, обратились к нам с просьбой не отменять "пятилетку" в 2008 году, обратив внимание на нежелательность изменения правил игры в ходе учебного года.
Поскольку закон предоставляет такую возможность, было принято решение пойти навстречу студентам и сохранить параллельно "пятилетку" и магистратуру еще на один учебный год на трех факультетах — экономики, менеджмента и социологии, несмотря на то, что для университета это связано с дополнительными издержками и определенным торможением нашего академического развития. А на факультете прикладной политологии студенты и преподаватели пришли к выводу, что сохранять "пятилетку" не имеет смысла.
— Некоторые факультеты Вышки — бизнес-информатики, философии, психологии, а также МИЭФ давно работают в соответствии с новым законом. А на некоторых есть только "пятилетка".
— На некоторых факультетах сегодня возможно только пятилетнее обучение, поскольку соответствующих направлений, по которым можно было бы учиться в бакалавриате и магистратуре, не существует. Я имею в виду специальности "Мировая экономика" и "Регионоведение" (факультет мировой экономики и мировой политики), "Логистика" (факультет менеджмента), "Государственное и муниципальное управление" (факультет государственного и муниципального управления). Вышка при всем желании не может перейти здесь на "4+2" до принятия необходимых решений Министерством образования и науки РФ.
— Кстати, на факультете государственного и муниципального управления есть одноименная магистерская программа.
— Да, но обучение там ведется по направлению "Менеджмент".
— На что же рассчитывать студентам и будущим абитуриентам, которые выбрали эти специальности?
— Если ситуация не изменится, мы будем по-прежнему принимать на пятилетнее обучение. В дальнейшем, если будут утверждены государственные образовательные стандарты по соответствующим направлениям, перейдем на "4+2". Сроки зависят от Министерства образования и науки РФ.
— Какова ситуация с факультетом права? Студенты там могут учиться там только пять лет, но ведь есть государственный стандарт по юриспруденции для "4+2".
— Дело в том, что юриспруденция — очень консервативная сфера, где работодатели, прежде всего — государственные учреждения, традиционно ориентированы на пятилетнее высшее образование. Наш факультет права может потерять конкурентные преимущества, если мы в будущем году отменим "пятилетку". Разрабатываются магистерские программы; возможно, "пятилетка" будет существовать наряду с бакалавриатом, как сейчас, скажем, на факультете экономики. Пока работодатели не начнут иначе воспринимать бакалавра и магистра юриспруденции, проводить изменения здесь будем, но более осторожно.
— Закон предполагает обязательные вступительные экзамены в магистратуру вне зависимости от того, учился ли студент в данном вузе или пришел со стороны. Означает ли это, что лучшие выпускники бакалавриата ГУ-ВШЭ теперь не смогут автоматически переводиться в магистратуру?
— Да. Это больной вопрос, на форумах я уже давал разъяснения по этому поводу. Как известно, в последние годы Правила приема в ГУ-ВШЭ предусматривали перевод в магистратуру лучших студентов по итогам кумулятивного рейтинга (то есть рейтинга за все время обучения в бакалавриате). Теперь же, к сожалению, мы не можем сохранить этот порядок, поскольку пришлось бы нарушить закон. А там записано, что прием в магистратуру, которая является уровнем высшего образования, проводится на конкурсных основаниях. То есть для всех устанавливаются единые правила поступления, все проходят вступительные испытания. Эта норма закона уже вступила в силу, и до 2009 года мы не сможем (вопреки бытующему мнению) сохранить прежний порядок приема.
— То есть университет меняет установленные правила игры.
— Это некорректное утверждение. Мы просто выполняем положения федерального закона, и иного выхода у нас нет. Но я полагаю, что выпускникам бакалавриата Вышки не следует бояться вступительных экзаменов. Да, к ним нужно готовиться, это может показаться досадными дополнительными издержками, но самые лучшие студенты, я верю, поступят. К тому же бюджетных мест будет достаточно.
— Смогут ли выпускники бакалавриата, обучавшиеся на коммерческой основе, претендовать на бесплатные места?
— Да. Они имеют все основания поблагодарить разработчиков закона. Полагаю, что коммерческие студенты как раз ничего волнительного не пишут на форумах по этой тематике. Раньше можно было перевестись с коммерческого места в бакалавриате на коммерческое место в магистратуру или попробовать сдать экзамены, чтобы попасть на бесплатное место. Но на открытый конкурс "выставлялась" лишь небольшая часть бесплатных мест. Теперь же на конкурс "выставляются" все места без исключения, то есть возможностей больше.
При этом для поступления в магистратуру не важно, где человек получил диплом бакалавра: в Вышке или в ином вузе. Главное — чтобы у него он был.
— А если у него есть диплом специалиста?
— Тогда дело плохо: можно учиться только на коммерческой основе. Закон запрещает принимать на бюджетное место в магистратуру выпускников "пятилетки".
— Что же будут делать, например, на факультете государственного и муниципального управления? В магистратуру этого факультета как раз поступали выпускники, окончившие "пятилетку".
— На бюджетные места факультет будет набирать выпускников бакалавриата других наших факультетов, выпускников других вузов. Закон есть закон.
— На заседаниях Ученого совета ГУ-ВШЭ неоднократно говорилось, что на магистратуру не выделяется специальное финансирование из федерального бюджета. Изменится ли ситуация в связи с принятием закона?
— Действительно, с финансированием магистратуры сложилась абсурдная ситуация. С одной стороны, руководством страны было заявлено о необходимости реализации Болонских соглашений, в частности — о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Однако в 2003 году был выпущен печально известный приказ № 50, в соответствии с которым не предполагалось специальное бюджетное финансирование мест в магистратуре (государство выделяло деньги с расчетом на подготовку специалистов). В результате большинство вузов не развивало магистратуру, сохраняя там минимальное количество мест. Вышка, напротив, расширяла прием на бесплатные места, но фактически недополучала средства.
Сейчас очевидно, что с принятием закона вопрос о специальном государственном финансировании магистратуры должен быть решен положительно. Вопрос, во-первых, в том, когда это произойдет. Пока никаких формальных решений нет. Во-вторых, как будет определяться, сколько средств выделять? Ведь организация образовательного процесса в магистратуре обходится дороже, чем в бакалавриате: преподаватели более высокого уровня, сложные курсы, серьезная научная составляющая и проч.
Но мы не ждем принятия необходимых решений. ГУ-ВШЭ будет интенсивно развивать магистерские программы.
— Бакалавриат де-юре является полным высшим образованием. Тем не менее, многие студенты, работодатели, даже преподаватели, не говоря уже о представителях широкой общественности, не считают его таковым. Означает ли это, что выпускники бакалавриата будут стремиться продолжить образование в магистратуре — как в Вышке, так и в других вузах?
— С формальной точки зрения, бакалавриат — полное высшее образование. Так было и до принятия нового закона. Но общество еще не привыкло к этому, и многие, действительно, считают бакалавра недоученным специалистом. Чтобы отношение студентов и работодателей стало иным, должно пройти определенное время. Кроме того, необходимы изменения в классификаторах должностей и иных нормативных документах, положения которых не позволяют принимать людей, не имеющих пятилетнего высшего образования, к примеру, на госслужбу. Предполагается, что это будет сделано. Опять же вопрос в сроках.
На мой взгляд, со временем привлекательность обучения в магистратуре будет расти. Сроки получения образования во всем мире увеличиваются. Многие из тех, кто в прежней ситуации учился бы пять лет, теперь будут учиться шесть.
— Что изменится в работе магистратуры Вышки, если государство начнет целенаправленно финансировать вторую ступень высшего образования?
— Если финансирование окажется значительным, университету будет выгодно расширять число бюджетных мест в магистратуре. Но вопрос не только в деньгах. Вуз, обеспечивающий магистерский уровень образования, закрепляет свой ведущий статус в университетском сообществе.
— Что планируется сделать для дальнейшего повышения качества магистерских программ в ГУ-ВШЭ?
— Мы продолжаем обновлять магистерские программы, вводим экспериментальные модели, предполагающие значительно более широкий выбор курсов и увеличение исследовательской компоненты. Три факультета — экономики, социологии и прикладной политологии — провели серьезные изменения в существующих программах, обеспечивая их гибкость, индивидуализацию учебных планов. Самая радикальная модель, предусматривающая огромные возможности выбора курсов, реализуется на факультете социологии.
В новом учебном году планируется открыть магистерские программы на факультетах мировой экономики и мировой политики, права, философии, на отделении деловой и политической журналистики.
Борис Старцев, Новостная служба портала
Ссылки:
Вам также может быть интересно:
«Верить в своих студентов»: как прошли Teacher’s Day и преподавательский марафон
26–27 сентября в НИУ ВШЭ состоялось два мероприятия, посвященных развитию преподавательского мастерства в университете. На круглом столе Teacher’s Day речь шла о преподавании непрофильных дисциплин, а на преподавательском марафоне свои разработки представили победители весеннего конкурса образовательных инноваций в четырех номинациях.
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle
Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.
Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году
Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.
Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев
В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.
«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»
В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.
Новая программа двух дипломов в магистратуре МИЭФ
В магистратуре МИЭФ НИУ ВШЭ «Финансовая экономика» открыта программа двух дипломов.
УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию
3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.