«Особое внимание мы уделяем развитию совместных программ с университетами Сибири и Дальнего Востока»
В последние несколько лет НИУ ВШЭ активно открывает бакалаврские и магистерские программы двух дипломов совместно с другими российскими вузами. На сегодняшний день студенты обучаются по семи таким программам, еще несколько стартуют в новом учебном году. Как организовано университетское сотрудничество, какие направления и регионы приоритетны, какие перспективы открываются перед выпускниками, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
— Сергей Юрьевич, чем обусловлена необходимость реализации совместных основных образовательных программ НИУ ВШЭ и других российских вузов? Можно ли в данном случае говорить о третьей миссии университета?
— Для Высшей школы экономики реализация таких программ — это первая, исконная миссия университета. Исследовательский университет для того и существует, чтобы создавать новое знание и делиться им. Мы не только обучаем студентов в самой Вышке, но и передаем наше знание преподавателям других вузов, создающим перспективные образовательные программы, и их студентам.
Работая с другими российскими вузами, в том числе региональными, мы формируем круг своих партнеров, передаем им определенные стандарты исследовательской и образовательной деятельности, которые помогают вести академический, интеллектуальный, экспертный диалог за пределами нашего университета. В этой работе очень помогают новые коммуникационные технологии, позволяющие эффективно взаимодействовать на расстоянии.
— Распространена ли практика совместных программ российских университетов, выпускники которых получают два диплома? Или это во многом ноу-хау Вышки?
— За последние тридцать лет гораздо более привычной стала практика, когда российский вуз реализует программу двух дипломов вместе с зарубежным партнером. Таких проектов немало и в НИУ ВШЭ. А совместные программы российских университетов до сих пор не особенно распространены, так что наш опыт может быть интересен и в чем-то поучителен.
— Когда Вышка впервые запустила совместную программу с другим российским вузом?
— Это произошло в 2008 году, и нашим партнером стал Уральский государственный университет (позже — Уральский федеральный университет), где была открыта бакалаврская программа двух дипломов по экономике. Именно тогда мы начали выстраивать технологии, помогающие поделиться накопленным опытом, представлениями об образовательном процессе, качестве образования и так далее. Сотрудничество оказалось успешным, программа просуществовала восемь лет.
— Как развивалось сотрудничество с российскими вузами в последующие годы? Какие еще бакалаврские программы были открыты?
— Следующий шаг был сделан в 2010 году, когда мы набрали первых студентов на Совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, которая существует и сегодня. По многим характеристикам это одна из самых сильных программ по экономике в стране. Туда поступает большая часть победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике, там работают очень сильные преподаватели, и мы вместе с коллегами из РЭШ заслуженно гордимся этой программой.
Новый этап развития совместных программ — это конец 2010-х — начало 2020-х годов. К тому времени уже действовал обновленный закон «Об образовании в Российской Федерации», где закреплена норма о сетевой форме реализации образовательных программ. Нормативные документы для реализации этой нормы принимались отчасти с опорой на опыт, который развивал наш университет. На этом этапе НИУ ВШЭ стал уделять особое внимание развитию совместных программ в регионах Сибири и Дальнего Востока, решая задачу трансфера качественного образования в удаленные от Москвы территории.
В 2018 году мы открыли совместную бакалаврскую программу с ДВФУ по экономике, она успешно работает, и в этом году у нас будет первый выпуск.
В 2020 году стартовала совместная бакалаврская программа с Донским государственным техническим университетом по медиакоммуникациям. Этот вуз был выбран не случайно: в свое время направление подготовки «Медиакоммуникации» было предложено, разработано и включено в официальный перечень Высшей школой экономики, а ДГТУ стал вторым университетом в России, который получил лицензию на подготовку студентов по этому направлению.
В 2020 году стартовал еще совместный бакалавриат по экономике и анализу данных в Тюменском государственном университете, а в 2021 году — аналогичная программа в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (Якутск). Особенность этих программ — в их инновационности: мы готовим экономистов с сильным акцентом на все то, что связано с инструментальным знанием и анализом данных. Со стороны Вышки участие в разработке программ принимали два факультета — экономических наук и компьютерных наук.
— Планируется ли открытие совместных бакалаврских программ в этом году?
— Да. Помимо пяти действующих совместных программ, на которые мы в очередной раз будем набирать студентов, также начнется прием на четыре новые программы.
Вторая совместная программа по медиакоммуникациям стартует в Тюменском государственном университете.
В Хабаровском государственном университете экономики и права откроется Международный бакалавриат по бизнесу и экономике. Он соответствует программам с аналогичным названием, на которые в этом году начнется прием в санкт-петербургском, нижегородском и пермском кампусах НИУ ВШЭ. Это взаимосвязанные программы, подготовка ведется одновременно по экономике и менеджменту, и выпускники могут получить дипломы как по двум направлениям, так и по одному, выбрав его в процессе обучения.
Начнется набор на совместную программу по зарубежному регионоведению в Южном федеральном университете, посвященную регионам Большого Кавказа и Ближнего Востока. В ЮФУ есть сильные специалисты по этой тематике, много своих наработок. Со стороны НИУ ВШЭ программу реализует факультет мировой экономики и мировой политики.
Также мы открываем прием в бакалавриат по экономике и инженерии транспортных систем в Российском университете транспорта (МИИТ). Со стороны НИУ ВШЭ в проекте участвуют два факультета — факультет экономических наук, обеспечивающий высокие стандарты подготовки по экономике, и факультет городского и регионального развития, где есть сильные исследовательские группы, связанные с транспортным развитием и экономикой транспорта.
— Какими мотивами руководствуется Высшая школа экономики при создании совместных программ применительно к разным группам вузов?
— Первое основание для создания таких программ — готовность нашего университета в рамках своей миссии поделиться накопленными технологиями, транслировать их в другие университеты, в том числе расположенные в отдаленных регионах. Повышение качества образования в регионах Сибири и Дальнего Востока — ключевая задача, стоящая перед нашим университетом.
Второе основание — это возможность объединения двух очень сильных команд, позволяющая создать уникальную программу очень высокого качества, как, например, Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ.
Есть и третье основание, которое стало проявляться все более отчетливо. НИУ ВШЭ — очень большой университет, но возникают естественные ограничения: мы не можем бесконечно расширять свои кампусы, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому мы выходим за рамки этих площадок, используя самые разные форматы. Совместные программы на площадках партнерских университетов по стандартам, заданным НИУ ВШЭ, — один из них.
— Подразумевают ли совместные программы частичное обучение в кампусе Вышки?
— Первая совместная программа с Уральским федеральным университетом предусматривала обучение всех ее студентов в Москве на четвертом курсе, но в дальнейшем мы отказались от такой практики. За исключением Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, все программы реализуются на площадках университетов-партнеров. Преподаватели НИУ ВШЭ сами приезжают в регионы для чтения лекций или частично проводят занятия онлайн.
Студенты могут выполнять курсовые и дипломные работы под руководством коллег из Вышки. Например, у выпускников совместного бакалавриата по экономике в ДВФУ в этом году научными руководителями являются в том числе преподаватели факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Обязательным элементом развития таких партнерств (особенно в случаях, когда НИУ ВШЭ выступает в роли университета, транслирующего свои технологии и методики) является повышение квалификации и переподготовка преподавателей из партнерских университетов. Это позволяет обеспечить высокие стандарты подготовки выпускников и выдавать им наш диплом. В совместных программах, как и в любых других, мы не жертвуем качеством образования.
— На сколько лет рассчитана реализация совместных программ? Определены ли горизонты сотрудничества?
— Если мы приходим к выводу, что задачи, поставленные в начале сотрудничества, выполнены, что Вышка передала партнерскому университету необходимые технологии, то программу можно закрывать, и дальше университет будет работать без нашей поддержки. Так было в 2008–2016 годах в случае с совместной программой по экономике НИУ ВШЭ и УрФУ.
Но бывает и так, что горизонты программы определяются не передачей технологий, а востребованностью выпускников. Например, Совместный бакалавриат по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ мы реализуем более десяти лет, спрос на выпускников по-прежнему высок, и отказываться от программы мы не планируем.
— Теперь несколько слов о магистерских программах, которые Высшая школа экономики реализует совместно с другими российскими университетами. Сколько таких программ? По каким направлениям востребованы партнерства?
— Наиболее востребованными оказались партнерства, связанные с подготовкой специалистов по управлению общим образованием. Именно в этой сфере в различных регионах существует значительный дефицит управленческих компетенций. В свою очередь, Институт образования НИУ ВШЭ накопил большой опыт подготовки школьных управленцев, в том числе в рамках давно действующей магистерской программы «Управление образованием».
Первая совместная магистерская программа «Управление образованием» была открыта в ДВФУ в 2020-м, и в этом году состоится ее первый выпуск. Еще две аналогичные программы стартуют в этом году в партнерских вузах — в Тихоокеанском государственном университете (Хабаровск) и Тюменском государственном университете.
Кроме того, в 2021 году в Псковском государственном университете была открыта совместная программа «Педагогическая деятельность в условиях изменений». Здесь готовят специалистов по педагогике, владеющих новыми образовательными технологиями. Многие вопросы, связанные с перестройкой региональных образовательных систем, требуют не только управленческих компетенций, но и педагогических.
— Есть ли еще планы по открытию совместных магистерских программ?
— В этом году начинается очень интересный и важный проект: стартуют две магистерские программы по разным направлениям, посвященные проблемам низкоуглеродного развития и предполагающие совместную деятельность. На первую программу — «Управление низкоуглеродным развитием» по направлению «География» — ведет набор факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, на вторую программу по направлению «Биология» — Тюменский госуниверситет.
Летом 2021 года Тюменский госуниверситет открыл первый в России карбоновый полигон. Так называется территория с уникальной экосистемой, созданная для реализации мер контроля климатически активных газов и позволяющая проводить исследования в сфере экологии. Наличие карбонового полигона открывает широкие возможности для сотрудничества двух университетов, в том числе в части развития компетенций в области низкоуглеродного развития.
Магистерские программы в Вышке и Тюменском госуниверситете разные, но они явно переплетаются в части контента, есть учебные курсы, которые смогут слушать студенты обоих вузов. Дизайн программ предполагает возможность получения некоторыми выпускниками дипломов по двум направлениям — «Географии» и «Биологии», при этом они будут специализироваться на проблемах низкоуглеродного развития, карбоновой тематике и т.д.
— Можно ли утверждать, что в разработке и реализации образовательных программ с другими российскими университетами НИУ ВШЭ всегда играет ведущую роль?
— Прежде всего мы говорим об объединении усилий разных университетов. Было бы неправильно думать, что выдающиеся компетенции сосредоточены только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Они есть и за пределами двух столиц, и объединение усилий может дать дополнительный эффект — способствовать созданию интересных, качественных и оригинальных программ.
Важно, что студенты совместных программ, реализуемых в регионах, получают доступ к практикам в этих регионах. Кроме того, развитие таких программ дополняется совместной исследовательской деятельностью, в которой тоже учитывается региональная специфика. В ДВФУ и ТюмГУ открыты зеркальные лаборатории, созданные совместно с НИУ ВШЭ. В ТюмГУ такая лаборатория изучает региональные рынки труда и во многом является базой для развития совместного бакалавриата по экономике.
Вообще сотрудничество Вышки с другими университетами не сводится к совместному преподаванию или выработке образовательного контента. Оно многоликое, включает исследовательскую и проектную деятельность студентов, позволяет обеспечить взаимосвязи преподавания, исследований и практической деятельности, да еще с проекцией на решение стоящих перед регионами проблем и задач. Мы находим в университетском сообществе коллег, которые интересны нам, а мы, в свою очередь, готовы быть интересными им.
— Какими еще факторами руководствуется Вышка, выбирая партнеров среди российских университетов?
— Как я уже отмечал, на данном этапе важное направление нашей работы — способствовать повышению качества образования в Сибири и на Дальнем Востоке, и при выборе партнеров географический фактор имеет первостепенное значение. Владивосток, Хабаровск, Якутск, отчасти Тюмень — наши приоритеты сегодня.
В остальном же для нас очень важно желание партнерского университета, потому что развитие и построение совместной образовательной программы требует взаимных усилий и руководства университета, и преподавательских коллективов. Были случаи, когда мы планировали проекты с коллегами в регионах, но все ограничивалось лишь обсуждениями.
Еще один существенный фактор — готовность партнерского университета привлечь на совместную программу сильных абитуриентов. Мы задаем достаточно высокие требования, и, чтобы им соответствовать, необходим определенный стартовый уровень, для абитуриентов бакалавриата — высокий балл ЕГЭ (пусть даже немного ниже, чем необходимо для поступления в Вышку в Москве).
— Какие сложности возникают при реализации таких программ?
— Любая совместная программа — это отдельный проект, которым необходимо управлять. В ходе академического взаимодействия с коллегами возникают самые разные проблемы, рабочие вопросы, и на них нужно оперативно давать ответы. У каждой совместной программы есть академический руководитель от НИУ ВШЭ, отвечающий за выстраивание и обеспечение коммуникации.
В ряде случаев в регионах возникают сложности с подбором преподавателей, способных работать по нашим стандартам, и мы прикладываем много усилий для того, чтобы найти таких коллег. Как показывает практика, среди них есть и опытные, и совсем молодые. Главное, что их объединяет, — желание развиваться, осваивать более передовые, инновационные стандарты, готовность участвовать в программах переподготовки, которые организует НИУ ВШЭ.
Стоит отметить, что далеко не всегда студенты партнерских университетов готовы соответствовать высоким требованиям, которые мы привыкли предъявлять в Вышке. Возникает «ментальный разрыв»: не каждый сразу осознает, что необходимо действительно серьезно учиться. Нередко мы сталкиваемся с неверными ожиданиями, и, чтобы обеспечить высокий уровень наших программ, вместе с коллегами из партнерских университетов приходится их преодолевать.
— Чем же руководствуются студенты в регионах, отдавая предпочтение совместным программам с НИУ ВШЭ?
— Тем, что качество этих программ гарантировано Высшей школой экономики, подтверждено теми стандартами, которые мы транслируем. Фактически это расширение возможностей для абитуриента — получить образование и диплом НИУ ВШЭ, не покидая своего региона, а зачастую и семью, что для многих является в том числе и экономически разумным решением.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы выпускников таких программ?
— Пока у нас недостаточно материала для эмпирического анализа, но полагаю, что они найдут себе применение в своих субъектах Федерации — продолжат учебу и исследования в университетах, начнут работать как специалисты на рынке труда. Мы надеемся, что полученное образование будет способствовать их профессиональному становлению, быстрой карьере и личному успеху, что они внесут значимый вклад в развитие экономики своих регионов, сумеют многое сделать для их процветания.
Вам также может быть интересно:
Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой
Даже недостаточно благоприятный деловой климат не является препятствием для инвесторов, если страна в целом является быстроразвивающейся. Инвестируя в страну с неразвитыми институтами, бизнесмены выбирают политически стабильные регионы с высоким спросом, квалифицированной рабочей силой и развитой инфраструктурой, отметила в докладе доцент департамента прикладной экономики, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Ксения Гончар.
Мода на кластеры должна быть уместной
«Мода» на кластеры обесценивает их пользу для инновационного и экономического развития региона. Пытаясь кластеризовать все сектора экономики без предварительного определения приоритетов, власти снижают связанность кластеризационных процессов с другими направлениями развития региона. Доклад Василия Абашкина «Барьеры и ошибки начального этапа реализации региональной кластерной политики».
Рабочие и крестьянские села различаются медиапотреблением
Хотя советские ценности и схемы потребления долго сохраняются в сельском сознании, новые медиа в некоторых селах могут повышать интерес к политической и социальной жизни. Лаборатория медиаисследований ВШЭ провела вторую исследовательскую экспедицию в российской провинции.
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Барьеры внутренней миграции в России снизились, но потоки «переселенцев» почти не выросли. Переезд в другой регион либо стоит слишком дорого, либо теряет смысл, поскольку различия в уровне жизни регионов стираются. Кандидатская диссертация сотрудника Научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Елены Вакуленко.
Трансферты ради лояльности
На конференции «Исследование взаимосвязей институтов и развития в России: новые данные и новые подходы», проходившей 26-27 июня в Высшей школе экономики, Израэл Маркес, Евгения Назруллаева и Андрей Яковлев представили доклад о зависимости дотаций регионам от их лояльности и экономической успешности.
Развитие инноваций в регионах
25 апреля в Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ прошел семинар, на котором эксперты обсудили инструменты стратегического планирования развития инноваций в регионах России.
Регионы вынуждены сокращать бюджетные инвестиции
Первые итоги работы регионов в соответствии с новыми бюджетными обязательствами, возложенными на них Центром, показывают, что растет напряженность исполнения региональных бюджетов. Очередной выпуск бюллетеня «Новые комментарии о государстве и бизнесе».
Завтрак с инвесторами Московской области
15 марта кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ совместно с Правительством Московской области провела «Завтрак с инвесторами» — мастер-класс профессора кафедры Андрея Воробьева на тему «Повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ и создание благоприятных условий для развития бизнеса». Публикуем отзывы слушателей.
Повышение эффективности бюджетных расходов
22 июня в Доме Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в рамках разработки Стратегии развития округа, экспертное сопровождение которой реализуется Центром поддержки региональных инициатив ВШЭ, выступил заместитель директора Центра с докладом, посвященным повышению эффективности бюджетных расходов.
Югра: сырьевая экономика или инновационное развитие?
Проректор ВШЭ Алексей Каспржак выступил с докладом в Думе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в рамках разработки Стратегии развития округа, экспертное сопровождение которой реализуется Центром поддержки региональных инициатив ВШЭ.