• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Впервые я ощущаю, что мои действия по-настоящему имеют вес»

«Впервые я ощущаю, что мои действия по-настоящему имеют вес»

Команда первокурсников ОП «Медиакоммуникации» опубликовала ролик в поддержку благотворительного фонда «Центр святителя Василия Великого». Анимационная работа под названием #решетканерешение призвана обратить внимание на проблемы социальной адаптации подростков, имеющих проблемы с законом. Кроме того, студенты запустили сбор средств для помощи воспитанникам фонда. Почему первокурсники посвятили учебный проект социальной тематике, узнала новостная служба портала.

В этой команде — четыре первокурсника факультета коммуникаций, медиа и дизайна: Захар Башта, Алина Бабалова, Даниил Хацко, Ангелина Титова. Двое из них рассказали, как возникла идея проекта и зачем студентам заниматься трудными подростками.

Захар Башта, автор идеи

Я с детства нахожусь в среде НКО. С трех лет езжу в летний лагерь для детей с особенностями развития, который организует Центр лечебной педагогики (пару лет назад я написал о нем лонгрид). В лагере дети с особенностями развития общаются со своими обычными сверстниками и учатся взаимодействовать с окружающим миром. Сначала я ездил туда с мамой (она у меня директор другой благотворительной организации), а в 12 лет стал волонтером. Неудивительно, что к 17 годам меня очень интересовала тема благотворительности, помощи людям и толерантности в целом. Но мне, как и любому подростку, хотелось рассказать о том, о чем никто не рассказывает. Сегодня много фондов помогают людям с особенностями развития, помогают старикам, помогают инвалидам и/или тяжелобольным, и это прекрасно. 

За последние 10 лет многое изменилось в среде благотворительности. Но осталось немало табуированных тем, которые до сих пор не обсуждают. Проститутки, бомжи, наркоманы — все это большие группы людей, которых будто не существует

Мне показалось странным, что во времена «новой этики» и всеобщей толерантности остается так много слоев населения, которых эта самая толерантность не коснулась. Подростки-уголовники — один из таких слоев. Про фонд Центр святителя Василия Великого я узнал случайно, через своего друга из того самого ЦЛП (Центра лечебной педагогики) Дениса Никитенко. Когда а я выбирал тему для проектного семинара, то решил посоветоваться с Денисом. Тогда я думал, что хочу сделать просветительский проект про узкую группу людей. Денис поддержал меня и рассказал о Центре святителя Василия Великого, в котором он раньше работал. Как только я узнал, что такой фонд в стране один и о нем почти никто не слышал, сразу захотел посвятить проект ему. Посмотрел фильм «Терапия», который окончательно убедил меня в важности того, чем занимается фонд. Постепенно мы поняли: просто просветительский проект сделать не выйдет, и решили открыть фандрайзинг в пользу Центра. 

Захар Башта

Как член команды проекта, я обеспечиваю связь с фондом. Вместе с Алиной Бабаловой мы сделали анимационный ролик. Тут сложно сказать, кто вложился больше: вместе мы разрабатывали идею, делали раскадровку, общались с аниматором. Разве что аниматора и диктора я один искал. В целом, можно сказать, что я продюсер проекта: нахожу нужные связи, людей, которые могут сделать репост, организации, готовые о нас написать. 

Признаюсь, это мой первый опыт фандрайзинга, и он незабываемый. Впервые я ощущаю, что мои действия по-настоящему имеют вес, к тому же измеряемый в денежном эквиваленте. Это учит ответственности. Наш проект стал не просто классной возможностью получить 10 баллов за семинар. Я несу ответственность перед фондом, перед Денисом, перед теми медиа, которые решили написать о нас. С одной стороны, это окрыляет, с другой — очень волнует. Проект научил меня чувствовать, что люди могут, а чего нет, и понимать, какие задачи кому можно доверить. Я осознал: не всегда то, как я вижу свою помощь другому, совпадает с потребностями этого человека. Понял, что количество просмотров нельзя конвертировать в деньги. Мы были уверены: если о нас напишут крупные организации и репостнут большие паблики, то мы соберем деньги. Но, например, когда о нас написало Агенство стратегических инициатив, пришло очень много людей на страницу сбора денег, а самих донатов почти не было. 

БФ «Центр святителя Василия Великого» помогает подросткам, оказавшимся в конфликте с законом, осознать ответственность за свою жизнь и найти свой путь на свободе. Подростки принимаются на курс социальной реабилитации в Центр по приговору или постановлению суда, направлению территориальных отделов по делам несовершеннолетних, уголовно исполнительных инспекций, следователей следственных отделов, а также по личному заявлению законных представителей и самих подростков. Ребята, попавшие в Центр, не изолируются от общества. Для них создаются условия и программы, позволяющие им занять свое место в обычном мире, научиться осознанно отвечать за свои поступки и свое будущее.

На данный момент мы доделываем наш Инстаграм, в котором хотим выпустить ролики-истории воспитанников фонда (но, к сожалению, есть вероятность, что эта часть проекта не сможет осуществиться по независящим от нас причинам). Материал для страницы есть, какие-то ролики уже даже смонтированы. Помимо этого нового контента мы делать не собираемся. Это был наш первый фандрайзинг, наше заявление о себе, но проект уже исчерпал себя. Сейчас мы общаемся с некоторыми организациями, которые, возможно, напишут о нас, но на этом все. Ролик мы отдадим Центру. В будущем я хочу продолжать делать разные социальные проекты. Это меня трогает.

Алина Бабалова, участница проекта

Когда нам предоставили шанс поделиться на группы по интересам и Захар предложил идею социального проекта, мы сразу объединились. У меня был опыт в волонтерстве, и я искренне верю, что благотворительность в любом виде никогда не перестанет быть актуальной. Нам хотелось рассказать о теме, которая еще не поднималась в широких массах, а подростковая преступность — не то, о чем вы можете услышать на каждом углу. Это актуальная, но табуированная проблема. И я была уверена, что в такой команде, которая сложилась у нас, продукт получится действительно качественным. 

Как участник команды, я работала с Захаром над созданием основного анимационного ролика, который сегодня можно увидеть на странице «Пользуясь случаем»: писала и редактировала текст, делала первые наброски для раскадровок. В мои обязанности также входило фиксирование задач всей команды в планере, контроль их выполнения в срок. Но одним из самых ярких моментов работы над проектом я считаю интервью с воспитанниками фонда, которое мы проводили в Zoom. 

История подростка, с которым я общалась, будто не настоящая, а взятая из книги, настолько тяжелые события с ним происходили. Общаться с ним оказалось интересно, но и не проникнуться сочувствием и жалостью было невозможно

С уверенностью могу сказать, что проект «прокачал» меня и интеллектуально, и эмоционально. Во-первых, он дал мне первый digital-опыт работы (а не волонтерства) в сфере благотворительности. Естественно, я уже гораздо глубже понимаю, как выделять нужную аудиторию и воздействовать на нее. Я получила опыт коммуникации с НКО на моменте продвижения, теперь я слегка прикоснулась к внутренней кухне социальной сферы. Я также вспомнила, как выполняются прикладные задачи, например, создание сайта на Tilda. Стоит отметить и навык командной работы, постоянно развивающийся по ходу сбора пожертвований. 

Раньше мне никогда не приходилось заниматься социальными проектами, тем более сбором денег на помощь фонду. Я получила колоссальный опыт и отдачу заинтересованной аудитории, поэтому я точно знаю, что продолжу делать это и дальше. Попытаюсь вместе с командой все-таки достигнуть изначально поставленной задачи — сбора пятидесяти тысяч рублей. Потом, возможно, буду участвовать в создании другого благотворительного проекта. Такая работа подразумевает взаимодействие с неравнодушной аудиторией, которая занимается не частными случаями, а проблемами общественного масштаба, и именно таких людей я хочу видеть рядом.