Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду
Книга «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?» |
Среди авторов книги сотрудники ВШЭ — научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории Прашант Лоялка, научный руководитель Института образования Исак Фрумин и директор по информационным ресурсам Мария Добрякова.
В книге рассказывается об изменениях, происходящих в высшем образовании Бразилии, России, Индии и Китая на протяжении последних двух десятилетий. Популярность высшего образования в этих странах крайне высока. Как это влияет на экономику и политику? Есть мнение, что США и Западная Европа вскоре перестанут играть роль мировой «кузницы кадров», потому что уже сейчас 30 процентов поступающих на инженерные специальности по всему миру — граждане Индии и Китая, отметил Исак Фрумин.
У растущей популярности высшего образования в странах БРИК есть общие черты, несмотря на различия между странами, подчеркнул Мартин Карной. Везде увеличивается доля семей, готовых полностью или частично оплачивать услуги университетов, и доля платных студентов. Во всех странах БРИК вузы четко делятся на элитные и все остальные. Доля элитного сектора в высшем образовании — от 12 до 16 процентов, и он практически не растет, зато становится больше вузов и программ сомнительного качества. Таким образом, система высшего образования продолжает воспроизводить социальное и экономическое неравенство.
Те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки
Но в каждой стране есть свои особенности. В России и Китае почти не увеличивается количество частных вузов, и в целом частное высшее образование не играет значимой роли, платных студентов обучают в основном государственные вузы. Напротив, в Индии и Бразилии частных вузов много, они готовят инженеров и программистов. Согласно демографическим прогнозам, в России спрос на высшее образование будет падать, а в Индии и Китае расти. Возможности государства повлиять на ситуацию в высшем образовании в странах БРИК также различаются. В Индии и Бразилии образовательная политика зависит от общественных настроений, а в Китае могут приниматься непопулярные меры. В России, по мнению Мартина Карноя, ситуация промежуточная.
В целом то, что высшее образование в странах БРИК становится все более массовым, — это длительный и устойчивый процесс, связанный с развитием экономики знаний и изменениями на глобальных рынках труда. Каждое государство реагирует на эти изменения в зависимости от своей экономической ситуации, особенностей исторического и культурного развития.
Принявший участие в семинаре ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что высокий спрос на университетское образование в странах БРИК связан с традиционным для них неуважением к ручному труду. В Западной Европе, где еще уважают ремесло, спрос на высшее образование растет медленнее. Студенты вузов в странах БРИК хотят найти такую работу, где не требуется физический труд, где ты будешь находиться в коллективе людей с высшим образованием, где не будет серьезной трудовой дисциплины. Последнее особенно важно: те, кто пытается получить хоть какое-нибудь высшее образование, категорически не желают приходить на работу к конкретному часу и выполнять определенные операции в строго заданные сроки. Все это, разумеется, имеет самые серьезные последствия для экономик стран БРИК, в том числе для российской.
Какой в этой ситуации должна быть политика в сфере высшего образования?
По мнению Ярослава Кузьминова, университеты, где учиться сложно и откуда «двоечников» просто выгоняют, должны набирать студентов за счет государственного бюджета. А вот обучение в вузах, не относящихся к элите высшей школы, не должно быть полностью бесплатным. Студенты там учатся не столько ради профессии, сколько для социализации, и хотят тратить на это поменьше усилий, что особенно характерно для России. Если же за образование придется платить — пусть даже не полностью, а частично, то, возможно, отношение будет более ответственным. Так или иначе, вопрос о том, в какой мере плата за образование гарантирует ответственное к нему отношение, нуждается в дополнительных исследованиях, подчеркнул ректор ВШЭ.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ
Карной Мартин
Научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Директор по информационным ресурсам
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.