• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

© Высшая школа экономики

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

Модуль призван развивать у студентов гражданственность, патриотизм, лидерские качества, гражданскую солидарность и следование традиционным ценностям.

Дмитрий Земцов

«Цель “Обучения служением” заключается в бесшовной интеграции в образовательный процесс общественной деятельности, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность с системой ценностей, этических и моральных принципов — гражданской ответственности, неравнодушия к судьбе общества и страны», — отметил проректор НИУ ВШЭ и один из авторов методических рекомендаций по внедрению модуля Дмитрий Земцов.

В рекомендациях говорится о том, как последовательно и системно внедрить новый модуль в образовательную практику. Акцент сделан на выстраивании эффективного партнерства образовательных организаций и их «социальных заказчиков» — НКО, фондов, органов власти, гражданских инициатив и проектов.

Для поддержки программы вузам предложили использовать ресурсы Ассоциации волонтерских центров. Это платформа ДОБРО.РФ, на которой с августа 2023 года некоммерческие организации, лидеры социальных проектов, социальные предприниматели и государственные учреждения смогут размещать «социальные задачи» для вузов, и сеть Добро.Центров.

Артем Метелев

«Ассоциация волонтерских центров располагает развитой инфраструктурой, которую можно эффективно использовать при внедрении нового курса. Ресурсные центры, Добро.Центры — это центры экспертизы, благодаря которым могут быть привлечены социальные партнеры вузов в регионах. Кроме того, мы со своей стороны предлагаем включать в систему мотивации и поддержки студенческих проектов федеральные возможности, такие, как участие лучших вузовских команд и проектов в Международной премии #МЫВМЕСТЕ с перспективой акселерации и доработки проектов, дополнительные ресурсы сервиса Добро.Навигатор, ведение электронной книжки волонтера, что позволит вести учет активности студента и получать надбавки к стипендии, и многое другое», — прокомментировал председатель Совета АВЦ, руководитель ДОБРО.РФ Артем Метелев.

Для вузов-участников программы по внедрению модуля 2 августа Минобрнауки проведет специальный вебинар. Университеты, которые пока не присоединились к проекту, могут направить заявку на участие в министерство или в Ассоциацию волонтерских центров.

«Высшая школа экономики готова оказывать поддержку университетам, которые присоединятся к пилотному старту реализации модели “обучения служением” в своих стенах. На базе Института образования НИУ ВШЭ мы совместно с АВЦ разработали специализированную программу повышения квалификации по внедрению методики в образовательный процесс, лаборатория “Молодежная политика” Вышки регулярно проводит тематические исследования и анализирует мировые практики», — подчеркнул Дмитрий Земцов.

Разработка и внедрение модуля «Обучение служением» в образовательные программы университетов с 1 сентября 2023 года ведется по поручению Президента РФ.

Вам также может быть интересно:

«Попробовать себя в роли социально ответственного гражданина»

5 декабря на V Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ была продолжена работа в рамках секции #силаслужения, соорганизатором которой выступает Высшая школа экономики. Эксперты обсудили, как гражданские технологии в образовании способствуют воспитанию социально ответственной личности и как можно измерить качество реализации обучения служением в России.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.